Размер шрифта:
A
A
A
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц
Ц
Настройки

Станислав Жуковский: мастер лирического пейзажа

Предлагаем ознакомиться с очередной презентацией художественных открыток, посвящённых творчеству выдающегося художника-пейзажиста С. В. Жуковского.

Презентация подготовлена в рамках совместного сотрудничества ГУ «Президентская библиотека Республики Беларусь» и ГУ «Национальный художественный музей Республики Беларусь».

Станислав Юлианович Жуковский (1873 (1875?) – 1944) является одним из наиболее значительных художников конца XIX – первой трети ХХ века, который после Левитана стал одним из самых известных пейзажистов, работавших в импрессионистской манере.

Он писал пейзажи прямо с натуры, предпочитая яркие насыщенные цвета и уделял огромное внимание свету. Основными мотивами его картин стали лирические пейзажи, старинные усадебные парки, интерьеры с распахнутыми в парк окнами.

Станислав Юлианович родился 13 мая 1873 (1875?) в селе Ендриховцы Гродненской губернии (ныне Волковысский район Росский сельсовет) в семье польского аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в Январском восстании 1863 года.

Детство будущий художник провел в родовом имении отца Старая воля. Учился в Варшавской классической гимназии, а после в реальном училище в Белостоке. Там же он получил первые навыки рисования под руководством русского художника и педагога Сергея Никитича Южанина (1862–1933).

В 1892 году Жуковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества вольнослушателем и проявил себя как талантливый ученик, которого в будущем назовут прямым наследником левитановской традиции в пейзаже.

В ранних работах художника, таких как «Закат. Верховья Волги», «Начало осени», «Ясная осень. Бабье лето», «Восход луны», «Хотьково», чувствуется сильное влияние его учителя И. И. Левитана. Он много работал, писал большие пейзажи прямо с натуры, стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения.

К 1910-м годам в творчестве Жуковского сложились любимые тематические циклы: «чистый» пейзаж, архитектурный, точнее, усадебный пейзаж и интерьер. Часто в одной картине переплетались элементы всех этих жанров.

Он гордился тем, что его называли русским импрессионистом, но не любил, когда его работы сравнивали с полотнами французских художников. 

«Импрессионисты – прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут нашу природу, подгоняя её под полотна Сезанна. Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь своё лицо…Пора бросить раскрашивать нашу поэтическую, скромную природу в синьку и медянку, а славянина в мулата с острова Таити…» – так призывал своих друзей-художников Станислав Жуковский к поиску собственной, индивидуальной манеры.

В живописи Жуковского доминировали лирические пейзажи, вначале сдержанные, строгие по тону («Весенняя вода», «Лунная ночь»), затем всё более яркие, красочные, импрессионистические («Мартовский вечер», «Плотина»). Жуковский стремился воплотить в них всю красоту жизни, неповторимость каждого её мгновения. Писал всегда с натуры, работал очень быстро, вдохновенно.

Как живописец Жуковский достиг совершенства в усадебно-пейзажном жанре, в его картинах всегда сохранялись простота и реалистичность. Главную роль в них играют окна, из которых открывается вид на великолепный пейзаж.

Вряд ли кому то ещё так удавалось передать в живописи треск поленьев и жар очага, скрип старых половиц, свежесть ветерка в распахнутых окнах, уют и обаяние навсегда ушедшей жизни «дворянских гнёзд» и печальные думы их обитателей. Тема усадьбы для Жуковского имела свою притягательную силу. Может быть, память об утраченном уютном доме заставляли художника обращаться к этому любимому мотиву. Недаром Жуковского называли «певцом русской усадьбы».

Творческое наследие художника велико. Его картины находятся во многих частных и музейных коллекциях, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей Русского искусства, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Национальный музей Варшавы, Национальная галерея Кракова и многие другие.

Татьяна Лычагина, заведующий Филиалом Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь