Цель Всемирного дня моря — привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят перелов рыбы, загрязнение водоёмов и глобальное потепление, а также к актуальным проблемам сохранения биологических, природных и рекреационных ресурсов морей для будущих поколений.
Наиболее важные задачи — повышение экологической безопасности морских перевозок, предупреждение загрязнения морской среды, в частности нефтью, сохранение биоресурсов и борьба с браконьерством.
По данным ООН, за последние 100 лет такие виды рыб, как тунец, треска, марлин были выловлены на 90%. Около 21 миллиона бареллей нефти ежегодно выливается в моря и океаны.
Синтетические отходы, сбрасываемые в крупные водоемы, являются причиной гибели миллиона морских птиц и 100 000 морских млекопитающих в год. Из-за глобального потепления за последние 100 лет уровень воды в крупных водоёмах планеты поднялся на 10-25 сантиметров.
К тому же перевозки грузов морским транспортом, как наиболее эффективным и рентабельным способом международных перевозок товаров, также нарушают экосистемы морей и океанов. Ведь 80% глобальной торговли осуществляется посредством морского транспорта. Поэтому проработка безопасных и эффективных международных грузоперевозок — залог будущих проектов в области «зелёной» экономики и устойчивого развития.
Ежегодно Всемирный день моря посвящён определённой актуальной тематике.
Тема 2021 года — «Моряки: залог успеха судоходства будущего» — отражает необходимость в повышении осведомлённости о важнейшей роли моряков — главных людей судоходства, призывая рассмотреть конкретные темы, связанные с ролью моряков в обеспечении безопасности, защищённости на море, охраны окружающей среды и благополучия моряков, а также обсудить проблемы мореплавания на фоне растущей автоматизации.
Во время пандемии COVID-19 моряки торгового флота, которых в мире насчитывается около двух миллионов, продолжают самоотверженно выполнять свой профессиональный долг. Более 80% товаров в мире перевозятся по морю, включая жизненно важные медицинские товары и продовольствие, которые столь необходимы для борьбы с пандемией. Сотни тысяч моряков действуют в очень сложных условиях, не имея возможности покинуть суда, на которых они работают по многомесячным контрактам.
Во время пандемии COVID-19 кризис смены экипажей выявил исключительный вклад моряков в качестве ключевых и основных работников, ответственных за доставку жизненно важных товаров как в условиях пандемии, так и в обычное время. Международное сообщество убедилось в том, что способность судоходных служб и моряков обеспечивать функционирование глобальных производственно-сбытовых цепочек играет важную роль в ответных мерах в борьбе с пандемией и, в конечном счёте, в её преодолении. Решение этой задачи было бы невозможно без профессионализма и преданности делу моряков.
Республика Беларусь не имеет выхода к морю, но своё маленькое море у неё есть!
65 лет назад, а именно 10 июня 1956 года, в 10 км к северо-западу от Минска, на северо-восточных склонах Минской возвышенности на высоте 210,4 м. на Заславском водохранилище открылся первый официальный купальный сезон. Чаще всего этот водоём называют Минским морем. Это второй по площади искусственный водоём в Беларуси. До середины 1950-х годов здесь была сильно заболоченная пойма нескольких рек – Свислочи, Вячи, Ратомки и Чернявки.
После открытия водохранилища стала даже бытовать шутка: «Где будешь отдыхать летом? – На южном берегу…Минского моря». Шутки шутками, а белорусский «Южный берег» рукотворного моря, был и остаётся популярным местом отдыха буквально со времени его создания.
Возникло наше «море», правда, совсем не с этой целью, а с гораздо более хозяйственно-прозаичной: чтобы отрегулировать сток Свислочи и успешно бороться с мартовско-майскими паводками в Минске.
Площадь нашего моря – чуть больше 31 кв. километра, наибольшая ширина – 4,5 км, наиболее глубокое место измеряется 8 метрами. На площади водного зеркала имеются 10 живописных островков, среди них есть даже Остров любви.
В Беларуси есть и свой легендарный герой морских сражений! Это Александр Иванович Казарский (1797—1833) — герой Русско-турецкой войны 1828—1829 годов, капитан-лейтенант 1-го ранга, кавалер ордена Святого Георгия.
Под командованием Казарского бриг «Меркурий» совершил один из самых выдающихся подвигов в истории морских сражений. 14 мая 1829 года 18-пушечный бриг был настигнут двумя турецкими кораблями «Селимие» и «Реал-беем», имеющими десятикратное превосходство в количестве орудий. Приняв неравный бой, экипаж брига одержал блестящую победу, нанеся противнику повреждения, принудившие его выйти из боя.
В 1839 году в Севастополе на Малом Бульваре Севастополя был открыт памятник с надписью «Казарскому. Потомству в пример».
На родине героя-моряка в центральной части города Дубровно установлен памятный камень с мемориальной доской: «У гонар славутага земляка, героя руска-турэцкай вайны 1828—1829 гадоў, капітана першага рангу камандзіра брыга „Меркурый“ Казарскага Аляксандра Іванавіча».
К Всемирному дню моря в Филиале Президентской библиотеки Республики Беларусь демонстрируется книжная выставка, посвящённая этой теме. В экспозиции представлены издания классиков художественно-документальной маринистики, отражающие романтику моря и образы героев-моряков.
Татьяна Лычагина,
заведующий Филиалом Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь