Содержание журнала современному читателю может показаться довольно необычным: выпуск состоит из оригинального эссе в форме вымышленного диалога исторических лиц, поэтому, прежде чем рассказывать о содержании этого любопытного издания, сделаем небольшое отступление, и подробнее остановимся на истории самого журнала.
Журнал «Беседы в мире мертвых» издавался Давидом Фассманом в Лейпциге в 1718-1739 годах. Это было время становления журнальной периодики, новые издания появлялись сотнями (только в Германии библиографы насчитывают несколько сотен наименований подобных журналов), однако большинство из них вышло всего в нескольких номерах. Успех напрямую зависел от личности редактора, и Давид Фассман недаром заслужил репутацию самого успешного журналиста первой половины 18 века: ему удалось более двадцати лет поддерживать интерес к «Беседам в мире мертвых». Его глубокие знания европейской истории позволили самостоятельно написать все 240 выпусков, остроумно подбирая пары "собеседников" для освещения актуальных проблем внешней политики.
В своем журнале Д. Фассман использовал почти забытую в наши дни форму вымышленного диалога. Описывая события от имени реальных или несуществующих персонажей, ему было легче разнообразить содержание и развлечь читателей. Предполагают, что эту идею Фассман позаимствовал у скандально известного журнала Христиана Томазия «Ежемесячные беседы», выходившего в 1688-1690 годах. Стремясь сделать научное издание одновременно поучительным и занимательным, Томазий излагал факты в форме вымышленного диалога. Критика, вложенная в уста его персонажей, была настолько резкой, что вызвала громкую дискуссию вслед за многочисленными жалобами научного мира Германии и Дании и, в конце концов, спровоцировала его запрещение.
Между тем, вымышленный диалог как литературный прием возник еще в античности, а особенную популярность получил благодаря Диалогам Платона. Позднее, в «Диалогах мертвых» (Νεκρικοὶ Διάλογοι) Лукиана из Самосаты, беседы между различными историческими и вымышленными персонажами получили сатирическую окраску. Автор и его герои как будто заведомо иронизировали по поводу самой сюжетной ситуации встречи на том свете и пародировали платоновский диалог. Жанр «диалога мертвых» предоставлял богатые возможности высказать скептические – по отношению к господствующим идеям – мысли в осторожной форме, чем широко пользовались выдающиеся мыслители эпохи Возрождения, а затем и Просвещения. Помимо популярного сочинения Лукиана, наверняка известного Фассману, практически современными, и, без сомнения, оказавшими влияние на его творчество, были «Новые Диалоги мертвых» Бернара де Фонтенеля (1683 г.) и «Диалоги мертвых» Франсуа де Фенелона (1712 г.).
В нашей библиотеке хранится 39-й выпуск «Бесед в мире мертвых». Фассман написал его в 1721 году как отклик на завершение Северной войны – одного из важных политических событий начала 18 века в Европе. Как известно, итогом Северной войны стало значительное перераспределение политических сил: одна из великих европейских держав, Швеция, утратила свое былое могущество, превратившись во второстепенное государство, в то время как на историческую арену вышла новая – Российская – империя. На этом фоне драматические события в Речи Посполитой, также участвовавшей в войне, оказались несколько затушеванными. Выбрав в качестве героев этого выпуска Сигизмунда III и его сына Яна II Казимира – королей Речи Посполитой из шведской династии Ваза, Фассман, очевидно, хотел напомнить о роли Августа II, в свое время инициировавшего создание Северного союза, развязавшего войну и, в результате, на несколько лет лишившегося короны Речи Посполитой.
В вымышленном диалоге между Сигизмундом III и Яном II Казимиром Фассман ненавязчиво излагает читателям исторические предпосылки современных событий. Беседа начинается с обращения к истории Польши. Сигизмунд III напоминает нам историю легендарного князя Попела II, от него переходит к династии Пястов, а затем к обстоятельствам прихода к власти династии Ягеллонов. Далее он рассказывает о том, как случилось, что наследник шведской короны, будучи потомком Ягеллонов по женской линии, в 21 год, благодаря стараниям своей тётки Анны Ягеллонки и великого коронного гетмана Яна Замойского, в 1587 году был избран польским королём. Читатель журнала из уст "самого" Сигизмунда III узнает о многих интересных событиях конца 16 – начала 17 веков, пришедшихся на годы его длительного правления. Подробно рассказывается история Русско-польской войны, когда Сигизмунд III пытался подчинить себе Русское царство с помощью Лжедмитрия, а потом заставил избрать на московский престол своего сына Владислава. Поскольку Фассман стремился поразить воображение читателей необычными происшествиями из жизни своих героев, в журнале подробно рассказывается история покушения на Сигизмунда III шляхтича Михала Пекарского.
Во второй части диалога Ян II Казимир рассказывает о бесконечных войнах, которые вела Речь Посполитая в его правление. Особенно подробно он описывает польско-шведскую войну 1655 – 1660 годов, названную «Шведский потоп», потому что в ходе нее почти вся Речь Посполитая была захвачена шведами. Обращаясь к драматическому прошлому, Фассман хотел напомнить современникам недавние события, когда в ходе Северной войны шведские войска прошли всю Польшу и несколько лет хозяйничали там как победители. Ян II Казимир завершает свое печальное повествование рассказом о мятеже Любомирского, после которого он принял решение отречься от престола. Затем к беседе присоединяется секретарь, который сообщает покойным монархам последние политические новости. Здесь от имени своих персонажей автор излагает оригинальный взгляд на текущие события.
Надо сказать, что темы, затронутые Давидом Фассманом в этом выпуске «Бесед в мире мертвых», оказались настолько актуальными, что несколько лет спустя он опубликовал данный выпуск дополнительным тиражом, дополнив его сведениями о Персидском походе и присоединении к России части побережья Каспийского моря. Именно это, дополненное издание, отпечатанное в 1723 году, хранится в Президентской библиотеке Республики Беларусь. Журнал интересен не только своим содержанием, но и оформлением. Гравюра, изображающая персонажей и готический шрифт, который в то время использовался в немецких типографиях, помогают окунуться в прошлое и представить себя свидетелем встречи выдающихся исторических деятелей.
Возможно, познакомившись с изящными сопоставлениями разных эпох и народов, мастером которых был Давид Фассман, кто-то захочет поразмышлять о причудливых совпадениях, которые порой можно заметить в исторических трудах, а может, благодаря старинному журналу, мы просто вспомним, что 22 марта исполняется 410 лет со дня рождения одного из участников этой вымышленной беседы – Яна II Казимира Вазы.
В. А. Митракова, главный библиотекарь отдела старопечатных и редких изданий
Оцифровка и создание электронного документа, создание презентации - Е. Н. Ворошкевич, заведующий сектором формирования электронной библиотеки.
__________________________________________________________________________________________________________
Gespräche In Dem Reiche derer Todten, Neun und dreyßigste Entrevuё, Zwischen Zweyen Königen von Polen, nemlich Sigismundo III. und seinem Sohn Joh. Casimiro II. Worinnen beyder grosser Printzen merckwürdiges Leben und Thaten, enthaten Samt dem Kern derer neuesten Merckwürdigkeiten, und darüber gemachten curieusen Reflexionen. ― Leipzig : bey denen Cörnerischen Erben auf dem Neuen Neu-Marckt, 1721 (1723). — [2] Bl., 468-542 S. : il. ; 4° (21 cm). ― (Gespräche In Dem Reiche derer Todten / David F. Faßmann ; Band 39).
Для просмотра 3D-книги на компьютере в браузере должна быть включена функция Adobe Flash Player