Основной темой открывшейся выставки стали керамические маски.
Слово «маска» предположительно происходит от фр. masque, от итал. maschera или исп. máscara. Возможными предками являются латинские (не классические) mascus, mascaо, обозначающие «призрак», и араб. maskharah («шут», «человек на маскараде»).
С древних времён во всём мире маски играют важную роль в человеческой жизни, незримо влияют на его положение в обществе, верования и суждения. Ещё во времена раннего палеолита древние люди наносили на своё лицо грязь, цветочную пыльцу, измельчённую каменную стружку и другие вещества, придавая своему облику определённую фактуру и оттенок. Таким образом, наши предки надевали своеобразные предтечи современных масок, что позволяло им отпугивать своим внешним видом диких животных или, наоборот, привлекать представителей противоположного пола необычным сочетанием цвета и фактуры. Для шаманов подобных племён маска, наносимая на лицо, обозначала его принадлежность к более высокому социальному классу и показывала его близость к миру потустороннего, выражала способность общаться с душами ушедших. Однако подобные маски были недолговечны и, как правило, легко смывались водой или сами отслаивались от кожи с течением времени.
Позднее, с развитием изобразительного искусства и гончарного ремесла, люди научились делать рукотворные долговечные маски из дерева, хвороста, соломы, глины, ткани, кожи и ещё десятков, если не сотен, всевозможных материалов. Предназначение таких масок было самое обширное: люди прятали свои лица от окружающих не только с целью скрыть свою истинную личность, но и примерить на себя «личину» другого человека, животного или потустороннего существа, что было особенно распространено в сфере театральных представлений.
В Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян. Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берёт начало в древнегреческом театре. В Средневековье ношение масок во время выступления было связано с мистическими соображениями. Боги изображались актёрами в серебряной или золотой маске.
Расцвет масок пришёлся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. Популярности маскам добавил и балет, в котором персонажи часто представали в масках. Масочные герои комедии «дель арте» считаются предшественниками современных клоунов. Знаменитый персонаж уличного театра — Арлекин — широко известен и в настоящее время.
В наше время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах. Также маски, как элемент концертных костюмов, можно найти в сценических образах участников некоторых «андерграудных» музыкальных групп, таких, как Lordi, Slipknot, Mushroomhead и Hollywood Undead. Помимо этого, своё практическое применение нашли различные вариации масок, используемых в строительной, медицинской, военной и многих других сферах, не связанных с искусством. Однако испокон веков маска была и остаётся предметом, носящим, прежде всего, священный, сакральный характер, что выражается в многочисленных ритуальных и обрядовых масках. Именно такие, в большинстве своём, изделия начинающих и опытных белорусских мастеров керамики были представлены на открытии выставки «Між рукамі і полымем».
«Масленица» (керамика, глазурь) Елены Карпенко представляет собой вольную фантазию на «очеловечивание» широко известного славянского праздника с добавлением щепотки восточного колорита. «Спящие» (шамотированная масса, глазурь) Анны Яковлевой являются собирательными образами древних африканских богов, играя при этом роль своеобразных защитных «оберегов». Её же «Звычайны дурачок» (шамот, глазурь, солома, текстиль) задуман по образу и подобию венецианских карнавальных шутов, однако исполнен в исконно славянском стиле и антураже.
Керамический светильник «Хранитель» (глина, шамот, глазурь) Веры Календо выполнен в виде головы грозного дракона Цмока и при включённом свете встроенной лампы производит на зрителей неизгладимое впечатление. Композиции из причудливых масок под названиями «Метаморфозы» и «С мечтою об Африке» Татьяны Урютиной показывают живой интерес и неравнодушие автора к людям, живущим на африканском континенте, к их обычаям и нравам.
Оригинально раскрашенные тарелки «Подмена масок» Анны Власенко представляют собой свежий, иронично-молодёжный взгляд на извечную проблему лжи и лицемерия в человеческом обществе. Работа «Собирая маску» Олега Фёдорова на первый взгляд кажется незаконченной, однако именно этот эффект и задумывался автором произведения. Странные и причудливые маски №4, №12 и №13 (каменная масса, глина, глазурь, паталь) Татьяны Концевой являются одними из самых самобытных и постмодернистских работ, представленных на выставке.
Композиция из «портретных» масок №1, №2 и №3 (глина, глазури, медь, англоби, латунь) Елены Дашкевич выполнена в специфической стилистике работ всемирно известного художника Пабло Пикассо, открывшего миру художественный стиль «кубизма». Керамические работы «Припять», «Сож» и «Днепр» Алины Клейменовой пронизаны темой сохранения природы в её первозданном виде и противления разрушению экологии в любом уголке земного шара. «Цэрнунас тутэйшы» (шамотная масса, палива, малачанне, сухие ветки) Анны Еленской представляет собой маску одного из языческих богов, пришедшего в мифологию древних славян из, предположительно, скандинавского божественного пантеона.
Каждая маска, представленная на выставке, по-своему уникальна и неповторима, что лишний раз доказывает высочайшее мастерство и самобытный талант каждого представленного на выставке мастера.
На открытии выставки в филиале Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь присутствовали и принимали активное участие председатель ОО «Гильдия керамистов» Светлана Степановна Цап, авторы представленных на выставке работ, а также сотрудники и посетители филиала Президентской библиотеки, которые смогли не только насладиться уникальными работами даровитых мастеров, но и услышать истории и мотивы их создания непосредственно из «первых уст» тех, чей неоценимый талант оказался «между руками и пламенем».
Вне всякого сомнения, выставка керамики «Між рукамі і полымем» уже нашла своего преданного зрителя и готова дарить новые впечатления и темы для обсуждений всем, кто готов увидеть по-настоящему неординарные и выдающиеся произведения молодых и талантливых белорусских мастеров.
Предалагаем вам ознакомиться с видеоотчётом с прошедшего открытия выставки.